УКРАИНСКИЙ РИТЕЙЛ ПОКОРЯЕТ РОССИЮ И ЕВРОПУ
В Москве, 27-28 мая 2010 прошел IV ежегодный бизнес-форум владельцев и директоров компаний по продаже товаров для строительства и ремонта, дома и интерьера DIY & HOUSEHOLD RETAIL.
Данный форум является единственной в России площадкой для общения первых лиц индустрии Европы, России, Украины. На форуме интерьера DIY & HOUSEHOLD RETAIL работает уникальная площадка для решения задач этой отрасли и ее игроков – Саммит DIY Retail Russia. Сегодня участие в нем сетей товаров для дома и ремонта, производителей и поставщиков и других деловых партнеров это обязательный и важнейший элемент деловой повестки года. Стабильный рост числа участников: как глобальных сетей и поставщиков, так и новых региональных ретейлеров лишь подтверждает это. В своих темпах развития DIY опережает большинство секторов даже в последний и не легкий период для экономики. И потому в 2010 году отраслевому съезду по плечу постановка фундаментальных вопросов стабильного развития рынка: регламента взаимодействия участников друг с другом и в цепочке поставок, взаимоотношений с государством в новой экономике.
Единственным участником среди DIY маркетов Украины была компания "Новая Линия", которую представлял Олег Шандар, глава наблюдательного совета компании «Новая Линия», которую все признали лидером. Мы встретились с Олегом Леонидовичем, чтобы побеседовать о форуме, мировом и российском ритейле, стратегии на 2011 год и непосредственно о его выступлении.
На саммите в Москве выступали первые лица в индустрии розничных сетей, производителей и дистрибьюторов, чей доклад Вам понравился больше всего? Что впечатлило?
Форум в Москве был представительный, а его участники (около 150 человек) представители российских розничных DIY сетей, и иностранных сетей, которые представлены в России, такие как Кarauta, Kingfisher, Castorama, ОBI,.Leroy Merlin.
Понравились доклады двух представителей. Первый, это один из категорийных менеджеров компании ОБИ, который поднял тему того, как он выстраивает свою ассортиментную политику в компании, каким образом он ведет переговоры, как находят вместе с производителями точки взаимной выгоды, и каким образом формируются уже годовые планы по производству и продаже данного товара.
Второй доклад, который был мне интересен, прозвучал от генерального руководителя компании «Старик Хоттабыч» Игоря Лазарева, сеть которого присутствует практически по всей России. Он рассказал о том, как его компания отстроилась от DIY сетей, как развивается их сервис, и каким образом они успешно конкурируют с другими DIY сетями в России.
А впечатлили меня выступления двух аналитиков-стратегов, собственников компании Retaility, Ильи Уварова и Андрея Богословского. Они оценили DIY рынок России, Европы и всего мира, дали абсолютно корректную и справедливую оценку сегодняшней ситуации на DIY рынке Росси и всего мира, рассказали, каким образом должен развиваться DIY маркет, и какие направления сейчас наиболее перспективны для развития ритейла. Их выступления мне понравились еще и потому, что они отражали так же мое виденье и мои мысли, которые касаются развития компании «Новая Линия» и развития в целом DIY рынка в Украине.
Расскажите вкратце о Вашем докладе на форуме, какие темы Вы подымали?
Тема моего выступления касалась собственных торговых марок, (далее СТМ). С большой гордостью я могу сказать о том, что компания «Новая Линия» сегодня является одним из лидеров на постсоветском пространстве по СТМ. По sku (количество артикулов) насчитывается около 5000 наименований и присутствуют они в 6 группах из 10 представленных в нашей сети, начиная от сухих смесей заканчивая садовым центром.
Наверное, мы единственные кто использует сегодня СТМ в таком количестве, мы в первую очередь делаем акценты именно на них. Когда я озвучил на докладе, что мы сотрудничаем с более, чем 300 производителями со всего мира, и из них 150 приходятся на Украину, это произвело самое громадное впечатление на всех представителей форума, включая и западные торговые сети, такие как Кarauta, Kingfisher, Castorama, ОBI,.Leroy Merlin. Даже у таких крупных торговых марок количество СТМ меньше, чем у нас.
Думаю, что мой доклад придал особый интерес и импульс для всех российских и европейских сетей работающих на DIY рынке. После выступления ко мне подходили очень многие российские производителей, которые спрашивали о том, как и каким образом мы выстраиваем свои отношения с производителями. Я постарался достаточно подробно рассказать о производствах, как и каким образом мы находим комфортную обстановку, благодаря которой обе стороны чувствуют себя уверенно. Начиная, от уникальных продуктов, которые производитель для нас изготавливает, и заканчивая годовыми планами, которые мы утверждаем еще до начала будущего года.
Я с глубокой уверенностью подчеркиваю, что мы, компания Новая Линия, находимся на первой позиции производства и подачи СТМ. Взаимоотношение ритейлер – производитель, ритейлер-покупатель у нас успешно.. Поэтому мы имеем самые комфортные цены, что позволяет покупателю чувствовать себя счастливым при совершении покупок в наших торговых центрах.
Как в России относятся к украинскому ритейлу? В частности к компании «Новая Линия»?
Все, без исключения, говорили что украинский ритейл на шаг, может даже на два, прогрессивнее, чем в России. Это факт, который признали, и я очень горжусь тем, что «Новая Линия» является в Украине лидером.
Как оценили в частности компанию «Новая Линия» говорить трудно, т.к в основном мы говорили о украинском ритейле и его развитии. Но с учетом того, что я представлял украинскую компанию Новая Линия», то ее оценили как лидера.
Что говорят лидеры мирового розничного рынка о переменах в потребительском спросе?
На мировом рынке говорят о экономических показателях, например, как упал выторг квадратного метра, уменьшился средний товарный чек, о том, что категория премиум, и средний плюс перешла в средний, уменьшились объемы продаж декоративно-строительных товаров, в связи с тем, что нет активности по сдаче домов и строительству в общем. Выработалась новая тенденция. Покупатель перешел в разряд с быстропотребляемого к умнопотребляемому. Этот термин означает «умножадный» покупатель, т.е когда я понимаю что я покупаю, функциональность товара и объективность его цены. Покупатель сейчас стал «умножадный».
Какую стратегию выбрали для себя иностранные компании на 2011 год?
Стратегия у всех примерно одна. Больше товаров, которые востребованы, а именно для садового центра, декоративного направления, товары для небольшого ремонта и товары для дома (хозгруппа). Что касается ценовой категории, то это сегмент средний, средний минус. В каждой из DIY сетей в России присутствует средний плюс, но количество sku в этом сегменте достигает максимально 8 единиц, а премиум товар практически отсутствует. Все остальное это средний, средний минус и конечно, акционные предложения.
Западные и отечественные DIY сети жестче усилились в конкуренции, в ценовых войнах, в дисконте по многим группам товаров. Все находятся в состоянии перманентной ценовой войны.
Одной из главных тем форума была: от 30% роста к 30% спада: как действуют в этой ситуации лидеры ритейла? Какие шаги признают наиболее успешными?
Как я уже говорил, это переход к СТМ, что позволяет в том числе иметь уникальную продукцию, это жесткий контроль затрат и креативные идеи, которые разрабатывают стратеги компаний.
Есть «золотая» пословица»: «Мы должны придумывать быстрее чем наши конкуренты могут это повторить». Мы, команда «Новая Линия», будем придумывать быстрее, чем наши конкуренты смогут это повторять.
На такой уверенной ноте мы закончили интервью с Олегом Леонидовичем. Приятно, что российские и европейские DIY сети признают украинскую DIY сеть лидером. Это говорит о том, что украинская экономика развивается лучше, чем у наших соседей.
Елена Разумова